Сегодня практически ни один жилой комплекс не обходится без коммерческих помещений на первых этажах. Как поясняют сами застройщики, в большей степени стрит-ритейл необходим в отдаленных районах и обособленных жилых комплексах. Пул арендаторов формируется уже на стадии проектирования, исходя из потребностей будущих жителей. Прежде всего, это продуктовые магазины, аптеки, салоны красоты, услуги, детские центры. Задуматься о концептуальном наполнении этих метров застройщиков заставили экономические кризисы, затронувшие жилую недвижимость. Пока цены росли и спрос превышал предложение, необходимости менять привычные подходы не было.
«Эта тенденция началась еще в 2008-2009 годах, но сильнее мы почувствовали ее в 2014-2015 годах. Объем предложения новостроек вырос, и люди стали внимательнее относиться к выбору. Поэтому застройщики стали активнее привлекать маркетинговые компании, исследующие рынок, чтобы еще до начала строительства предугадать те потребности, которые могут возникнуть у покупателей жилья. Одними из пионеров стала компания “Брусника”. Сейчас девелоперы комплексно подходят к освоению территорий, понимают, что отдаленные от центра районы должны быть наполнены инфраструктурой. До появления “Академического” мы и не представляли, что такое возможно»,— считает директор «Априори-Недвижимость» Валерия Козлова.
«Для оценки экономической эффективности в торговых центрах есть два основных понятия — проходимость и средний чек. Для больших ТЦ характерна высокая проходимость, но средний чек на самом деле невысокий. И в последнее время отдача от покупателей лучше в стрит-ритейле. Поэтому часть арендаторов, с которыми мы сейчас работаем, уехала из больших торговых центров в развивающиеся районы»,— отмечает Валерия Козлова. Кроме того, она выделяет местных производителей, которые не всегда могут договориться с федеральными сетями о продаже своей продукции и идут по пути открытия собственных магазинов. За счет этого они могут гарантировать свежесть продукции и обеспечить более низкие цены.