К списку

Индустриально-складское настоящее и будущее

В сентябре прошел Форум УПН по недвижимости, в этом году УПН представила его в формате Университет недвижимости. Мне выпала честь стать "деканом" факультета коммерческой недвижимости, и стать со-модератором с Николай Мальцев в секции «Индустриально-складское настоящее и будущее».
Наши спикеры:

  • Эксперт в логистике Виталий Викторович Хиль,
  • Первый заместитель МУГИСО Елена Павловна Николаева,
  • Зам. Главы Екатеринбурга по вопросам потребительского рынка Владимир Юрьевич Боликов,
  • Эксперт практик Илья Леонидович Пархимчик,
  • Зам генерального директора по привлечению инвестиций Агентства по привлечению инвестиций при Правительстве Свердловской области Михаил Сергеевич Васильев.

Если вы не успели посмотреть форум, то я для вас приготовила краткое содержание выступлений спикеров.

Прошу отнестись с пониманием к моему конспекту, если в нем будут неточности. 


Драйвером роста, логично стали онлайн продажи и набирающая обороты работа логистических операторов. 



Спрос все еще растет как на городские складские комплексы, так и на загородные. При этом стоимость аренды склада в затратах компаний не самая большая, доля не превышает 10% а у многих даже 2%, поэтому важна не ставка, а локация. 



Екатеринбург, в связи с тем, что он компактен, традиционно показывает недостаток складов внутри города (в том числе небольших районных складов). Промышленные зоны могут стать новаторами, провести реконструкции и дать городу больше качественных квадратных метров.
Ожидаем ввод в эксплуатацию в ближайшие пару лет около 10 складских комплексов, но ставки аренды все равно будут только расти. Также, как и в Москве и Питере.
Доставка товаров «последней мили» активизировали рынок в пандемию, этот сектор недвижимости чувствует себя хорошо. К концу года даже удастся ввести не мало новых кв.м, сдвижек в сдаче из карантина не предвидится.
Екатеринбург - компактный, динамично развивающийся город, претендующий на логистический Хаб между европейской и азиатской частями страны, во всех стратегических документах нашего региона это отражено, напомним, что Указом Президента № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» формирование узловых грузовых мульти модальных транспортно-логистических центров стало целью национального масштаба.
Ожидаем увеличение транспортного потока в разы, в том числе нагрузки большегрузного транспортного потока, поэтому при выборе участков под строительство складов особое внимание инвесторов приковано к автомагистралям, а если речь идет о контейнерных перевозках, то жизненно важен доступ к ж/д путям важен. К слову сказать, РЖД показывает серьезные темпы развития в последние годы.
Если в целом анализировать, что пользуется большей популярностью, то скорее - это не маленькие участки (до Га), все же мы видим более комплексное освоение территорий.
Екатеринбург конкурирует с другими крупными городами, все ждут строительства ВСМ и тогда откроется как минимум хороший транспортный путь: Казань - Екатеринбург - Челябинск - Казахстан - Китай.
Ozon 1,5 года исследовали соседние города, но все же строят распределительный центр в Екатеринбурге, в три очереди (38 тыс. кв.м), и это радует, что они пришли именно сюда.
Город Екатеринбург активно развивается, как и область, есть утвержденные планы по развитию, это оформлено документами территориального зонирования и за этими документами нужно следить, там отражены планы Екатеринбурга по развитию «в ширь».
В администрации города также отмечают, что спрос продолжает расти. К сожалению, есть ряд проблем – хаб аэрофлота не в Екатеринбурге, город все еще долго подключает собственников (инвесторов) к ресурсам, и еще откровенно хромает внутренний туризм, что влияет на товарооборот и привлекательность. При этом, город достойно представлен в торговой недвижимости, товарооборот больше многих крупных городов, а тот же Гринвич – крупнейший ТРЦ в Европе.


Предполагается 4ое кольцо вокруг Екатеринбурга и расширение ЕКАД. Вопрос только в финансировании.
Задача администрации города и области – «пиарить» выгодное географическое положение нашего города и больше участвовать в серьезных федеральных проектах.
Тенденции второго полугодия 2020 года по мнению Администрации города (взято из презентации Владимира Юрьевича Боликова):
- Во втором полугодии 2020 года планируется к выходу на рынок объем складских площадей (более 110 тыс. квадратных метров) за счет нового строительства, предполагается возможный краткосрочный рост вакантных площадей до 6%;
- Почти все торговые сети, увеличивающие складскую площадь в регионе, имеют омниканальные продажи (он-лайн и оф-лайн продажи);
- Во втором полугодии 2020 года и в следующем году доля поглощения складских площадей компаниями, имеющими только online продажи может составить более 20%;
- Спрос на покупку отдельно стоящих, небольших зданий производственно-складского назначения, площадью до 1500 м2 и спрос на покупку готовых складов до 10 000 м2.
От практиков: готовых проектов практически нет. Все нужно строить или ждать. Существует ряд проблем, связанных с освоением земельных участков.
Областью созданы специальные структуры, например, Агентство по привлечению инвестиций, которое с апреля 2019г работает в режиме одного окна с инвесторами, где бесплатно можно получить квалифицированную помощь в сопровождении проекта, не вмешиваясь в коммерческую структуру, они предоставляют информацию и подбор площадок, содействуют в согласованиях, в получении ресурсов, в улучшении транспортной доступности объектов.
Почему мы в тренде, в Екатеринбурге сотрудников найти проще, чем в Москве, инвесторы, часто страхуясь, резервируют земель больше, чем нужно, в Москве это сложнее, и в Екатеринбурге улучшились качество как коммерческих предложений и так описания перспектив развития площадок, девелоперы научились правильно строить прогнозы и считать экономические показатели. Но всего этого кажется еще мало, часто разговор заходит об обращении к администрации области за помощью и развитием территории. Пока невелика финансовая поддержка государства девелоперам в индустриальной – складской недвижимости, но как минимум силами Агентства по привлечению инвестиций возможно организовать всю остальную поддержку бизнеса.
Город Екатеринбург наравне с Крупнейшими городами страны борется за звание третьей столицы России, и в сфере индустриально-складкой недвижимости нам действительно есть чем гордиться.


Если вы дочитали, искреннее вам

Спасибо.