Уже сейчас Эксперты фиксируют неожиданную активность на рынке жилой недвижимости. Одновременно сработало несколько факторов:
• Сильная зависимость от ипотеки. Здесь свою роль сыграл и режим ипотеки с господдержкой, и общее снижение ключевой ставки. Кстати, изначально предполагалась, что господдержка будет работать до ноября, но сейчас вероятно продление программы еще на год. А снижение ключевой ставки стоит как первоочередная задача в повестке Правительства.
• Режим самоизоляции не только повлиял на формирование отложенного интереса, но и добавил важные психологические составляющие в механизм спроса – резкий рост внимания к загородной недвижимости, улучшение качества жизни, расширение жизненного пространства.
• Традиционное поведение потребителей при условиях турбулентности и снижение вариантов для инвестирования или сохранения денежных средств, в условиях снижения банковских ставок, девальвации рубля, волатильности валют. Покупатели и инвесторы снова вкладывают деньги в жилье.
Мощным драйвером для рынка выступает смещение потребительского спроса на рынок «новостроек», а также формирование полноценного сегмента «новой» вторички – жилья построенного в 2000-х и 2010-х годах.
В целом рынок новостроек в третьем квартале демонстрирует уверенный рост цен после режима самоизоляции и прочих ограничений, связанных с пандемией. Чему в полной мере способствуют такие факторы, как:
• Общий рост качества строительства. Обострившаяся конкуренция между застройщиками отвечает на текущий запрос потребителя – покупатель требует качества. Качества отделки, качества строительства, качества инфраструктуры, качества обслуживания. Все это приводит к росту издержек.
• Введение эскроу увеличило издержки для застройщиков. Более того возник небольшой временный лаг в постоянной работе по подготовке к выходу новых ЖК на рынок.
• Наметившийся недостаток предложения, как косвенный фактор последствий перехода на эскроу.
• Действие инфляционных механизмов.
• Квартиры снова становятся центром притяжения для частных инвесторов.
• Рынок новостроек перетягивает на себя внимание покупателей со вторички. Изменились потребительские ожидания - покупатель хочет жить в новой квартире в новом доме. Комплексная застройка, современный продукт, продуманная инфраструктура - становится конкурентным преимуществом новостроек и обещает новое качество жизни.
Также следует отметить значительный рост интереса к рынку загородной недвижимости. При этом спрос фиксируется и в сегменте продажи, и в сегменте аренды. Совершить качественный скачок рынку загородки мешают:
• ограниченность ипотечного рычага;
• недостаток качественных предложений. И как следствие перегретость рынка, высокий процент неликвидов, проблемы с ценообразованием;
• отсутствие рынка аренды как такового, особенно в части эконом и бизнес-класса;
• долгий период входа на рынок, если брать точку отсчета покупку земельного участка;
• неразвитость инфраструктуры;
• отсутствие четкой сегментации на рынке, особенно на «вторичном» рынке загородных объектов.